Зачем нужна “Крымская платформа”?
Вопрос Крыма с 2014 года является одной из ключевых проблем на геополитической арене мира. Попытка окупации полуострова Россией изменила систему координат современной международной политики и баланс сил в черноморском регионе.
Здесь можно много теоретизировать, но ясно одно – пока не состоится деокупация украинского полуострова, правила цивилизованного сосуществования на европейском континенте не возобновятся. Соответственно цивилизованный мир будет продолжать находиться под потенциальной атакой. Когда-либо. Где угодно. Ведь “аппетит” диктатора увеличивается в процессе употребления “еды”.
Среди всех измерений последствий оккупации, мы как государство и общество, наверное, не можем в полном масштабе осознать один – индивидуальный, человеческий. Он не линейной и необъятный. Россия не только осуществила преступление против суверенитета Украины, она лишила Дом десятки тысяч людей – украинцев и крымских татар.
Как и многие моих одногодок-крымских татар, я родилась не в Крыму. В 1944 году другое преступление большевистской России лишило мой народ Родины. Но, в отличие от родителей, мне посчастливилось провести детство в родном Крыму – ходить в садик, школу, иметь друзей и общаться с большим количеством родственников. Мне посчастливилось почти ежедневно летом купаться на море, есть вкусные крымские фрукты, видеть то, как строится взлелеянный в мечтах родителями дом на лоскутке крымской земли в Керчи. Его родители строили 10 лет, а я прыгала с камней до камней, радуясь стенам, что пусть медленно, но строятся.
Это был или не единственный построенный новый дом на улице в сотне домов, среди которых мы были единственной крымскотатарской семьей. За родительским домом я сегодня грущу больше всего. В нем мое сердце. Лишь недавно я впервые осмелилась на телефонную “экскурсию”, когда мама через телефон показала каждый угол. Сквозь слезы разглядеть шкафы и книги своей комнаты, картины и мебель – я почти не змогла.
Мне кажется эта боль потери и несправедливости, которая пережила во время оккупации, живое физически и очень по-разному и в разные моменты и обстоятельства дает о себе знать. Эту “травму” я “лечу” из-за активной работы, посвященной Крыму.
Деокупация полуострова для меня прежде всего о возвращении домой. Это наша общая боль и общий бой. Возвращение Крыма очевидно не является простым заданием. Мировая история знает многие другие примеры оккупации, которые длились годами. Но сегодня чаще всего от журналистов слышу вопрос: “когда состоится деокупация”?
Я абсолютно убеждена, что она состоится. И состоится это благодаря тому, что мы как общество и государство будем прилагать все усилия для этого. Действовать, инициировать новые проекты, не позволять “замолчать” преступление оккупации Крыма и вывести тему за скобки национального и международного внимания.
В этом году Украина создает новый инструмент такой борьбы – Крымскую платформу. Ее основная цель – консолидация и координация международных усилий, направленных на возобновление территориальной целостности Украины и возвращения темы Крыма к международной повестке дня.
Крымская платформа имеет ряд тактических заданий. Ее ценность, помимо остального, будет заключаться в публичности темы политических преследований и историй пленников Кремля. Потому что публичность спасает жизнь, особенно в условиях бесправия.
23 августа – меньше чем через месяц – в Киеве пройдет саммит инаугурации Крымской платформы. Факт проведения саммита при украинской инициативе уже является успехом, особенно на фоне русских действий. Как преступник мечтает скрыть свое преступление, так и Россия прячет свои в оккупированном ею Крыму.
Крымский саммит при участии десятков стран на наивысшем и высоком уровне – на сегодня уже участие уже подтвердили 30 государств и международных организаций – позволит нам рассказать свое виденье ситуации в Крыму. Особенное внимание лидеры Украины уделят безопасностным вызовам, в которых мир очутился через тотальную милитаризацию и которые требуют большей консолидации мира.
Тема деокупации Крыма также объединила в наибольшую экспертную сеть аналитиков и ученых. Сейчас имеем почти 180 украинских и иностранных экспертов из 33 стран мира. И эти цифры будут расти.
На конец отмечу, что не вспоминаю за последние 30 лет из возобновления нашей независимости событий такого масштаба – на уровне президентов, премьер-министров, председателей парламентов, членов правительств. За последние почти 8 лет необходимость запуска формата посвященного Крыма, который требует от нас активного подхода, неоднократно подчеркивалась теми, кто олицетворяется с Крымом.
Поэтому запуск Крымской Платформы является проявлением наивысшей политической воли лидерства страны и наверное национального взросления.
Емине Джепарова – первый заместитель Министра иностранных дел Украины.